Вячеслав Бутусов: "Если радуюсь, то радуюсь по полной программе"



Приятно иногда вернуться во времена студенческой юности. И пусть подобное путешествие возможно осуществить только мысленно, но уже за одно только это воспоминание мне хочется сказать огромное спасибо, в первую очередь, Вячеславу Бутусову и Георгию (Юрию) Каспаряну (да простит меня барабанщик Ю-Питера Женя Кулаков!). Можно сказать, что сбылась моя давнишняя мечта - услышать песни Бутусова и Цоя, что называется, "в одном флаконе", но не на кассете, затертой до дыр, а со сцены концертного зала, пусть и не сильно приспособленного к рок-концертам, о чем я как-то уже не так давно упоминала.

Впрочем, в какой-то степени именно интерьер БКЗ "Октябрьский", где проходило недавнее выступление Ю-Питера с программой "Имя звезд", заставил меня вспомнить первый увиденный мною концерт Наутилуса, состоявшийся в 87-м году в конференц-зале гостиницы "Космос". Уж не знаю, каким образом свердловчане тогда смогли попасть в это пафосное заведение, да еще и с разогревом в виде Зеркалa мира - группы Константина Никольского, но билеты туда нам удалось достать с огромнейшим трудом, благодаря одногруппнику, входившему в профком института. Как и тогда, сейчас в подобных залах по-прежнему не приветствуется бурное проявление своих эмоций, но теперь, по крайней мере, есть фан-зона, где каждый желающий может попрыгать всласть. И если начало программы, состоявшее из последних песен Ю-Питера, еще можно было слушать сидя, то по мере углубления в историю творчества Вячеслава Геннадьича, когда зазвучали "подлодочные" хиты типа "На берегу безымянной реки", "Прогулок по воде", "Тутанхомона", "Князя тишины" и "Одинокой птицы", наиболее ярые поклонники заполнили пространство перед сценой практически полностью. А вот помнится тогда, в "Космосе", нам так и пришлось просидеть фактически до конца концерта, и лишь финальную песню мы слушали стоя, мучаясь среди рядов мягких кресел и ловя на себе недоуменные взгляды остальной публики, видимо, состоявшей сплошь из комсомольско-профсоюзных деятелей разных ВУЗов столицы.

Кстати, стоячих партеров на рок-концертах конца 80-х не было даже на стадионах, и этот факт тоже всплыл в моей памяти, когда зазвучала хорошо знакомая каспаряновская гитара, про которую сам Бутусов лаконично заметил: "В мире есть много белых гитар, но эта гитара - единственная, ибо она принадлежит Юрию Каспаряну!". "Кончится лето", "Пачка сигарет, "Звезда по имени Солнце" и "Группа крови" - пожалуй, при звуках этих песен в зале не осталось уже ни одного равнодушного человека, а больше всего "зажигал", конечно, балкон, куда охране было гораздо сложнее добираться. Я же вспомнила тот единственный раз, когда мне удалось попасть на концерт Кино, проходивший в 89-м году в ДС "Лужники" и грубо прекращенный по причине как раз того, что зрители, не желавшие сидеть на своих местах, повскакивали на хрупкие дюралевые стулья, чем, конечно же, нанесли "непоправимый ущерб социалистической собственности"... Ну, и после бессмертных цоевских хитов уже, конечно же, не могло прозвучать ничего иного, кроме таких же бессмертных "Я хочу быть с тобой" и "Гуд бай, Америка". Забавно, что примерно этот же реперутар наша дружная компания из восьми первокурсниц когда-то любила распевать под гитару, сидя на балконе общаги и радуя этим окружающих - по-моему, большинство тогдашних студентов разделяли нашу безграничную любовь к загадочному корейцу, одетому в черное, и суровому и невозмутимому уральскому красавцу, одетому в настоящие галифе и френч с приколотым крестом.

Финал же концерта окончательно "добил" меня в плане ностальгических воспоминаний, ибо вместо запланированного на бис "Триллипута" Слава неожиданно запел "Разлуку", естественно, а-капелла, после чего программа завершилась "Синоптиками" - одной из самых первых песен Наутилуса, услышанных мною почти два десятка лет назад. Единственным моим расстройством в этот вечер стала, пожалуй, неисполненная "Моя звезда" - очень красивое, мне кажется, произведение, очень логично смотревшееся в финале программы "Имя звезд". Хотя и "синоптические" слова "вселяя надежду в нас, вдыхая любовь" тоже прозвучали весьма символично.

Незадолго до концерта мне удалось получить небольшой комментарий к происходящему, как говорится, от самого "виновника торжества".

Звуки.Ru - Программа называется "Имя звезд" и составлена из песен Вячеслава Бутусова и Виктора Цоя. Это прямой намек?

В. Б.: Да нет, в данном случае нужно акцентировать внимание на том, что программа составлена, исходя из возможностей Вячеслава Бутусова и Юрия Каспаряна, и я не претендую на вокальные партии Виктора Цоя ни в коем разе! Я всего лишь хочу дать возможность Юрию Каспаряну блеснуть перед публикой, потому что публика, в первую очередь, такие вещи воспринимает на одиозном уровне. Ну, и потом, могу сказать, что я получил массу удовольствия, когда мы начали эти песни разучивать. Я никогда в жизни, если не считать такого робкого эксперимента с песней "Звезда по имени Солнце", не пытался их разучивать. Они мне всегда нравились, но я никогда так, "обиходно" - у костра или за столом - их не исполнял. Поэтому я могу сказать, что я сохранил необходимую девственность для того, чтобы просто набраться сил и уверенности и спеть, наконец, эти песни.

Звуки.Ru - Ну, вот лично у меня когда-то так и было, году этак в 88-м, когда мы пели под гитару вперемешку песни Кино и Наутилуса. Почему-то тот год у меня ассоциируется с расцветом именно этих групп...

В. Б.: Ну, у Кино он начался гораздо раньше все-таки. Вот я точно это помню по себе, потому что я эту ситуацию наблюдал изнутри - расцвет Кино начался раньше, 100 процентов! Точно так же, как и расцвет Алисы Я приезжал в Питер, и группа Кино играла, например, в ДК пищевиков, что считалось уже очень крутым "экшеном" по тем временам, когда все еще на кухнях собирались через какие-то конспирированные записки (улыбается). А группа Алиса была звездой общаги текстильного института на тот период. Ну, это уже были состоявшиеся коллективы, известные в Питере и Москве, а мы еще приезжали как делегаты художественной самодеятельности с Урала.

Звуки.Ru - Вам ведь доводилось выступать в совместных концертах с Кино?

В. Б.: Нет, мы с Цоем пересекались только на концерте памяти Башлачева на Рубинштейна, 13 (адрес Ленинградского рок-клуба - прим.) и потом, естественно, на разных фестивалях, где все в куче выступали - ну, это само собой. Еще мы встречались с Цоем и Каспаряном, когда они работали в Поп-механике у Курехина. Вот такие встречи... Но такого, чтобы мы вместе выступали не на фестивальных площадках - такого и не было. Впрочем, тогда это и не принято было - либо все в куче, либо по одному, да и то очень редко. Чаще происходили фестивали, где выступало много коллективов, чем, например, концерты одной группы.

Звуки.Ru - В Москве с вами выступали еще "две звезды" - Александр Ляпин и Андрей Васильев - представители Аквариума и ДДТ, можно так сказать...

В. Б.: Да, Саша Ляпин у людей, не вникающих в эту среду, ассоциируется в большей степени, конечно, с Аквариумом, хотя он человек универсальный, я считаю, и как гитарист, и как музыкант вообще. А Андрей "Худой" - это человек, к которому я испытываю какую-то закодированную симпатию. Как только я увидел его первый раз на сцене - это было в Таллинне, когда он вместо штанов надел тельняшку - я сразу его полюбил (смеется). И с того момента, всякий раз, когда мы с ним встречаемся, я чувствую какую-то родственную близость. Другое дело, что мы все мрачнее и мрачнее становимся с годами, но, в целом, когда нас расшевелить, мы очень весело проводим время (улыбается).
Знаешь, у всех у нас, конечно, бывают просветления, бывают помрачения, и во мне это очень явно выражено. Я в этом смысле эгоист очень жесткий - если радуюсь, то радуюсь по полной программе. Если мне плохо, то я делаю вид отвращения в такой же степени - поэтому я стараюсь не расплескиваться в последнее время. Вот недавно, после рождения сына, у меня случилась какая-то неожиданная трансформация сознания. Я очень долгое время был в таком обреченном состоянии, и произошла совершенно мистическая вещь - я оживился, я взбодрился, а это главное!

1.11.2005, А-лена (ЗВУКИ РУ)
Статьи о группе в разных изданиях
Черные Птицы, или о чем поет Наутилус
Лидер непотопляемого Наутилуса отмечает юбилей
10 000 километров с Наутилусом
Без надежд, и без страха...
Бутусов приедет без Deadушек
Бутусов & Deadушки
Бутусов: делает проект с музыкантами КИНО
Вячеслав Бутусов не любит выступать
Бутусов пытается уйти от себя
Бутусов впал в МАРАЗМ - Экспрес газета N9 2000
КРЫЛЬЯ есть, а не летится...
Наутилус на гастролях
Рок реколюция-87 (Московский Комсомолец)
NAUTILUS POMPILIUS - серьезные тексты и грустные лица
Наутилус Помпилиус - статья в Рок-Глобус
Воспоминание о Рок-н-Ролле IV или ...А РАНЬШЕ БЫЛО СОВСЕМ ДРУГОЕ ВРЕМЯ
«Яблокитай» или «... имею право»
Илья Кормильцев против ватных бармалеев
У Вячеслава Бутусова могут отобрать песни "Наутилуса-Помпилиуса"
Вячеслав Бутусов: Война
Ю-ПИТЕР: невидимка в свете юпитеров
Капитан Немо - до и после Наутилуса
Последние дни жизни Ильи Кормильцева
За пределами культурного мейнстрима. Умер Илья Кормильцев
Журнал Огонек: Потеря Кормильца - февраль 2008

О создании альбомов группы Наутилус Помпилиус
Как делался альбом Разлука
Рождение альбома Невидимкa (1985 год)

Интервью с музыкантами группы Наутилус Помпилиус
Бутусов: Легенда - это нечто выжившее из ума...
Вячеслав Бутусов: Страна нуждается в душевном равновесии
Интервью с Ильей Кормильцевым в журнале Синий Диван 2005 год
Интервью: Вячеслав Бутусов: я должен Кормильцеву
Интервью: Александр Пантыкин - Пришло время жестких профессионалов
Что позволено Ю-Питеру?.. Интервью с Вячеславом Бутусовым
Вячеслав Бутусов: Если радуюсь, то радуюсь по полной программе